Новости палаты

Озвучена позиция АП ЛО

2 сентября 2022 г.

Новости палаты
Относительно Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
На запрос ФПА РФ от 09.08.2022г. №214-08/22-АП относительно Проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» сообщаю, что по отдельным положениям Проекта у Адвокатской палаты Ленинградской области возникли следующие замечания.
В соответствии с ч.15 ст.1 Проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее – Проект) предлагается дополнить ст.29 действующего ФЗ-324 («Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в РФ»)
пунктом 1.1: «Финансирование расходов, связанных с оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов РФ».
Т.о., с учетом действующего ФЗ-324, для адвокатов источник финансирования по оплате их участия в БЮП предлагается оставить прежним с прежней формулировкой (см. действующую ч.2 ст.29 ФЗ-324).
В предлагаемой редакции сохраняется и положение ч.10 ст.19 действующего ФЗ-324: «Размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи, определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ».
В то же время, Проектом предлагается изменение статьи 18 ФЗ-324 («Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами»), в частности, изменение системы координации деятельности Адвокатской палаты субъекта РФ (далее АП субъекта) по организации оказания адвокатами БЮП, а также системы отчетности:
Государственному юридическому бюро (ГЮБ) передаются полномочия и обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ, финансирующего оплату адвокатам БЮП: по заключению соглашения с адвокатской палатой, по получению от адвокатской палаты списков адвокатов, участвующих в БЮП, по публикации этих списков, по получению от адвокатской палаты ежегодного доклада и сводного отчета (форма которого также будет утверждаться ГЮБ!).
Кроме того, если ранее адвокат, включенный в Список, оказывал бесплатную юридическую помощь на основании соглашения с доверителем (в порядке ст.25 ФЗ-63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»), то Проект устанавливает дополнительные (не предусмотренные ФЗ-63) требования и основания для оказания адвокатом БЮП: наличие Соглашения между Адвокатской палатой и Государственным юридическим бюро, что, естественно, требует внесения изменений в статью 25 ФЗ-63.
В системном толковании норм, действие которых предлагается сохранить, и предлагаемых изменений, усматривается, что адвокаты смогут оказывать БЮП исключительно при наличии соглашения между адвокатской палатой и Государственными юрбюро, которые, в соответствии с п.4 ч.1 ст.15 ФЗ-324 (и в новой редакции), являются только одним из субъектов (участников) государственной системы БЮП – наряду с:
1)федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями; 2) органами государственной власти субъектов РФ и подведомственными им учреждениями; 3) органами управления государственных внебюджетных фондов и 5) – с учетом предлагаемых изменений – Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченного по правам ребенка в РФ; 2) органами государственной власти субъектов РФ и подведомственными им учреждениями; 3) органами управления государственных внебюджетных фондов и 5) – с учетом предлагаемых изменений – Уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте РФ».
По нашему мнению, действующий порядок организации Адвокатской палатой субъекта РФ оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами, когда АП субъекта РФ взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта РФ, к бюджетным расходным обязательствам которого отнесены расходы на оплату труда адвокатов по БЮП, представляется логичным, экономичным и соответствующим принципу доступности БЮП.
Предлагаемые изменения в ФЗ-324 в этой части делают одного из участников государственной системы БЮП (ГЮБ) некоей излишней «прослойкой», ненужным посредником между органом исполнительной власти субъекта РФ, финансирующим адвокатам оплату по БЮП, и адвокатской палатой субъекта РФ. Эти изменения требуют от адвокатской палаты дополнительных временных и финансовых расходов по взаимодействию с ГЮБ наряду с остающимся обязательным взаимодействием с органом исполнительной власти субъекта РФ.
Обращает на себя внимание также то, что в соответствии с предлагаемой к введению новой статьей 17.1 (частью 2) – Негосударственные центры БЮП обладают ПРАВОМ «на добровольной основе заключать соглашение о взаимодействии с ГЮБ», пунктом 3 ч.2 ст.17.1 предполагаются «меры государственной поддержки» - в отличие от «взаимодействия» ГЮБ с Адвокатскими палатами, которое, как указано выше, предполагается обязательным, и которым ни о каких мерах государственной поддержки ни в действующем законе, ни в предлагаемых изменениях не сказано.
В Проекте отсутствует указание на необходимость и сроки приведения в соответствие законодательства субъектов РФ по данному вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.



Президент АП ЛО
В.Г. Захаров